КРУТИТЕ ПЕДАЛИ, ГОСПОДА!
Лариса Левина – создательница очаровательных миниатюрных пейзажей Зеленоградска. Город предстает в них загадочным, романтичным, «странным, закутанным в цветной туман», - так мог бы сказать Блок, но не сумел застать наше весёлое время. Художник не стесняется смотреть на дома и улочки под своим, порой необычным ракурсом, приглашая нас сначала влюбиться в город и в изображенный ею на полотне конкретный его уголок, а уж потом разыскать этот уголок на натуре и вторично в него влюбиться – теперь уж навсегда.
Вот и эта картина Л.Левиной… Я её видел прошедшим летом в руках автора. Выполненная, как мне помнится, в сказочных бежево-закатных тонах, она привораживает тебя, потому что Зеленоградск на ней выглядит центром совсем небольшой планеты, на которой нет места для Эйфелевой башни или Биг-Бена – их с удовольствием заменяют наши высокие достопримечательности. На их фоне вышеуказанные атрибуты европейских столиц выглядели бы, как седло на неприспособленном к нему жвачном животном – настолько самодостаточны зеленоградские прелести – шпили, башни, дома и деревья. И эта кокетливая шляпка, сдутая ветром с дамы-невидимки, совершающей романтический моцион на романтическом бицикле, как называли в те времена велосипед. Работа выполнена в акриле, но всё в картине акварельно-воздушно, всё по-домашнему уютно и тепло, всё – вне времени и даже пространства…
Но кто-то вдруг пришёл и всё опошлил. Из небольшой уютной картинки этот «кто-то» сделал баннер – визитную карточку города-курорта, и вывесил на главной площади. Однако стократным увеличением это произведение искусства насильно превращено в плакат, и теперь на него распространяются законы уже этого жанра, к которому живопись не имеет никакого отношения.
В современном дизайне плакат – это «сведённое в четкую визуальную формулу сообщение, предназначенное современнику для выводов и конкретных действий». А дальше Википедия продолжает: «Плакат должен быть виден на расстоянии, быть понятным и хорошо восприниматься зрителем. В плакате часто используется художественная метафора , разномасштабные фигуры, изображение событий, происходящих в разное время и в разных местах, контурное обозначение предметов».
В мировых лидерах мастеров плаката ходят южные соседи нашего региона. Не могу забыть их плакат к фильму «Двенадцать стульев». Если наши плакатисты для афиши к фильму налепили коллажей из фотографий Арчила Гомиашвили, Сергея Филиппова и Михаила Пуговкина, то поляки нарисовали гамбсовский стул, из вспоротой обшивки сиденья которого торчит кукиш. Вот она, художественная метафора: в одной детали – идея, содержание и мораль трёхчасового фильма!
И наша кокетливая живописная картиночка своим выходом на городскую площадь стала метафорой, символом, абсолютно не имея на это права.
Почему – «не имея права»?
Потому что подлинник картины многозначен, его надо разглядывать не спеша, один раз, другой, третий… А плакат рассматривать не нужно, он должен полностью отрабатывать затраченные на его создание силы и средства в промежуток времени между двумя морганиями ваших глаз. И всё должно стать ясно, как в случае с дулей из стула.
Потому что в той фиге есть «сведённое в четкую визуальную форму сообщение», а в миниатюре Л.Левиной – нет. Картина в принципе не обязана посылать сообщения «современнику для выводов и конкретных действий» в четкой визуальной форме. Тем более, что выйдя на площадь, бежево-закатная картина зачем-то потеряла цвет и колорит, перейдя в чёрно-белый вариант. В результате метаморфозы, на главном экране города-курорта мы уже полгода видим несвежую простыню, на которую нанесено изображение асфальтового катка, съезжающего с бугра.
Это – каток! И не рассказывайте мне сказки про велосипед образца 1870 года! Если это велосипед, то на нём или должен сидеть человек и крутить педали, или эта машина будет валяться под бугром – велосипед не может самостоятельно стоять. А каток – может, у него колёса широооокие, устойчивые – приглядитесь к рисунку – там с полметра ширина проглядывает. Значит, это каток. А любая вещь на колёсах движется не вверх, вопреки Закону тяготения, а скатывается вниз. А человек-невидимка, который хорош на живописной миниатюре, абсолютно не годится для плаката.
Плакат – это обязательно метафора, символ. Хочется спросить: мятая простыня, пусть даже с метафорическим велосипедом – символ чего? Зеленоградска? Не может быть! Зелик – при всех своих причудах – жизнерадостный веселый город. Да, в середине 60-х годов его действительно дразнили «городом дождей и велосипедов». Но в век еженощных мотоциклистов велосипед действительно выглядит анахронизмом.
Может, это символ нашей матушки-России?
Ведь образ Руси очень часто связывался с каким-либо транспортным средством. Помните, у Пушкина:
С утра садимся мы в телегу,
Мы рады голову сломать,
И презирая лень и негу,
Кричим: "Пошёл, ….. …." !
Следом за телегой вы, наверное, вспомните Н.В.Гоголя и его птицу-тройку, которая везёт Чичикова – праотца нынешних жуликов и воров. Потом морской транспорт – «Аврора», далее экспресс-паровоз, который летит и летит вперёд без остановки, ибо у них в руках винтовка. Совсем немного побывал в символах трактор, но он оказался «фордзоном», то есть иностранным агентом, и быстро сошёл с плакатов. Калейдоскопом проскочили такие символы страны, как автомобиль, самолёт, ракета. И вот – велосипед…
На несвежей мятой простыне голые, видимо, сожженные отходами химпрома, деревья. Ни листочка зеленого, хотя это, несомненно, Зеленоградск. Все черным-черно, включая черепичные крыши. Продуваемый всеми ветрами «пузырь земли», а на нём – ещё раз повторюсь – каток, скатывающийся с бугра. Над ним – шляпа, но интеллигента от неё не видно. Может, он там, внизу, под катком? – нежно задумаешься ты, но потом отгонишь от себя эту модернистскую мысль, потому что понимаешь: не может каток быть символом города, в котором асфальт укладывают два раза в пять лет – за два месяца до выборов и через неделю после. Значит, это действительно велосипед! Конечно, не современный, с «Жиро д‘ Италия», а, скорее, антикварный, будто от «Неоконченной пьесы для механического пианино».
И вдруг ты ясно понимаешь, насколько смел и прав тот, кто решил использовать для плаката именно это произведение художницы!
Ведь в этом велосипеде – вся нынешняя Россия. Она скатывается обратно, назад, в пропасть, потому что на велосипеде надо обязательно крутить педали, причем самому - тут ни таджик, ни Запад не помощники. Надо самому крутить педали, а – некому. И вот тут-то понимаешь, почему посредине курорта федерального значения висит эта простыня, все складки на которой подчеркивают в нощи ярким светом два галогеновых фонаря…
Художница как бы кричит нам своим плакатом: мы с вами, как и весь мир, на велосипеде! Надо крутить педали, как крутит весь мир, иначе кранты (не грАнты, а полные крантЫ) нам, господа! Крутите - хрен с ней, со шляпкой! Не обращайте на неё внимания...