Дзи-дзо пишет: Это было очень страшно, представьте - тьма, туман, как там что видно, не знаю, и вдруг быстро-быстро полоса пошла и плюх - мы покатились по ней.
Да, страшно даже представить... туман, темнота, не видно ни зги, мокро на улице и холодно, бр-р-р.
А самолет почему-то садится
Помню, про минимумы мой рассказик понравился.
Тогда еще расскажу.
Насколько мне известно, только у Ту-134А был минимум 30х400, по сравнению с известнейшими самолетами-сверстниками в ГА:
Ту-154, Ил-62, Ил-86, Як-40, Як-42, Ан-24, Ан-26...
Еще на переучивании в Ульяновске, помнится, интересный преподаватель по пилотажно-навигационным приборам Садыков, очень увлеченно рассказывал, какая хорошая АБСУ у Ту-134. Уж очень ее контур управления подходит для аэродинамики этого самолета. Лучше, чем у Ту-154, он говорил.
Ну так и есть. Минимум Ту-134А с АБСУ-134 по ILS - 30х400.
У Ту-154 в 90-х был только первой категории, 60х800. Теперь уменьшили, стал 60х550.
Так же, примерно, у других самолетов.
Ну, Ан-24 и Ан-26 вообще в автоматическом режиме не заходят, там вручную.
А вот на Ту-134 в плохую погоду, с видимостью 400-800 метров мы садились именно в автоматическом режиме, тогда, когда другие уходили на запасные аэродромы.
Точнее, снижались по глиссаде. Поскольку как-раз на высоте 30 метров КВС отключал автопилот и брал управление на себя.
До посадки оставалось при этом какие-нибудь секунд 10...
Довольно напряженно это было. Такое ощущение, что садишься на ковер из огней. Садились-то по такому минимуму только в Шереметьево, тогда больше нигде аэродромы не были оборудованы по II категории ICAO.
А полоса в Шереметьево в начале и в конце вся в огнях. И вот на этот огненный ковер и садишься. Осевая теряется в этом море огней поначалу. Огни туманные, расплывчатые, как большие пятна, несутся и снизу и спереди и сбоку. Блин, я даже терялся на несколько секунд от такой неожиданности, когда погружаешься в такое - как в парилку, нифига из-за пара не видно. Кроме этого огромного множества огней.
Я потом удивлялся, а как командир ориентировался? Он выдерживал установленную траекторию и тоже на несколько секунд несколько терялся в четком распознавании направления. Бортмеханик быстро отсчитывает высоту: "Пять, три, два, один метр! Полметрраа!" ... Шеф, по этим отсчетам и по приближению ковра огней и выравнивал самолет. И лишь через несколько секунд после приземления определялась осевая линия бегущих огней. Ну, слава Богу!
Далее я быстро отсчитываю привычные "250, 230, 210, 190, 170, 150, 130!" - Реверс выключен! - слышу в наушниках.
Теперь бы еще надо найти лидировочную машину в этом тумане...
А! Вот она, справа! - кричит радостно второй пилот.
Да, шустрая легковая машинка выруливает с включенным проблесковым маяком и надписью "FOLLOW ME" на полосу и мы пристраиваемся за ней.
А теперь, медленно и важно, солидно, как-будто на океанском лайнере, мы плавно движемся по туманной рулежке к нашей стоянке.
Машинка останавливается, гаснет ее маячок. Оттуда выбегает водитель шустрой машинки, машет нам своими жезлами, мол, давай помалу.
Проехав еще несколько метров, мы видим его жест, скрещенные жезлы - стоп!
Уф, приехали... Стихает шум двигателей... И только теперь ощущаешь, что рубашка и лицо влажные, блин, надо было попрохладнее сделать температуру в кабине.