Иногда я немного жалею, что не продолжил свой летный путь в качестве штурмана самолета, это очень интересная профессия. Жаль, что она понемногу вымирает и надежно остается только в военной авиации.
Летал я в самом крупном в СССР и в РФ летном отряде Ту-134. Сорок три самолета у нас было, Ту-134А и Ту-134Б и Ту-134А-3. Нигде такого количества "малых тушек" небыло. Даже в Шереметьево их было всего 16. И 44 экипажа, а у нас 82, четыре эскадрильи Ту-134-х. Летная школа у нас была очень высокого уровня. Летали ведь много, часто по северам, с их капризной погодой...
Когда наступал "прилив ностальгии", я иногда писал рассказы. Опубликовывал их в Москве, в редакции МГА, отраслевой газете "Воздушный флот". Было любопытно, ведь я писал для себя и друзей, а интересно ли это будет широкому кругу читателей. Три моих тогда рассказа зам.главного редактора принял, а через месяц меня поздравили и сказали, что все они одобрены и будут в ближайших тиражах. Ну, так оно и было. Еще и заплатили, авторский гонорар.
Предложу и в этой теме, кому интересно и недавнее прошлое нашей любимой авиации.
Седьмое небо.
После заключительного экзаменационного полета на право самостоятельно выполнять полеты в качестве штурмана Ту-134, меня прикрепили к опытному экипажу. Это правило. Молодой штурман не должен летать по сложным маршрутам, у членов экипажа должна быть определенная степень недоверия к новичку. Я это понимал и с некоторым сожалением, одобрял.
В первый мой полет без инструктора наш экипаж поставили в резерв в наряде на полеты. В любом приличном летном отряде организовано постоянное дежурство дополнительным экипажем, который, если вдруг происходит что-то внеплановое, должен выполнить задание на полет, даже если он накануне и не был запланирован. Интересно то, что в первый же мой выход на работу меня поставили как-раз в резерв. Видимо, по ошибке.
Мы отдыхали в нашей аэропортовской гостинице, как вдруг нас вызвали на вылет, мол, давайте срочно собирайтесь в Воркуту. Время полета – один час двадцать минут. Не помню, какая этому была причина. Но через пятнадцать минут мы уже находились в штурманской комнате. Впервые я самостоятельно получил, расписавшись, два толстых сборника схем по аэродромам, в которых описаны схемы подхода и захода на посадку, масса всяких таблиц и данных по аэродрому Воркута и близлежащим, вероятным запасным; коды системы опознавания “свой-чужой”, радионавигационные карты.
Зашел в эту минуту старший штурман нашего летного отряда Коносов. Помню, как он возмущался и негодовал, почему это, только что испеченного штурмана поставили в резерв. Ведь резерв должен лететь в случае чего куда угодно, и как можно доверить это штурману, выполняющему первый полет. А Воркута всегда считалась непростым аэродромом. Повозмущавшись минут пятнадцать, он понял, что изменить ситуацию не в силах, разве что самому полететь вместо меня, он в течение еще десяти минут меня допрашивал на знание безопасных высот и действия в случае ухода на запасной аэродром. Несколько остыв, он все-таки тихо подписал задание на полет и куда-то исчез.
Покончив все наши дела с предполетной подготовкой, мы пошли на самолет. Честно скажу, страха я не испытывал, но определенное радостное волнение было. Наконец-то я дождался того момента, к которому шел пять лет учебы и лет десять мечты до этого и об этом.
Я всегда мечтал летать на Ту-134. Будучи на первом курсе, я даже аккуратно вывел на свежевыданной штурманской навигационной линейке “ Ту-134 – Super ”. Супер или нет, судить можно по-разному, но до сих пор я испытываю к этому самолету самые теплые чувства. Однажды в учебном полете, будучи курсантом второго курса, мы заходили на посадку в близлежащем от нашего Кировоградского училища аэропорт “Лозоватка“, в Кривом Роге, и там перед нами заходил на посадку Ту-134. Тогда был, насколько я помню, прямой рейс Сыктывкар – Кривой Рог. И мне почему-то показалось, слыша переговоры с авиадиспетчером, что это именно самолет из Сыктывкара.
Мы шли по схеме подхода к аэродрому чуть выше и правее его. Этот самолет я видел в прозрачном небе на фоне ухоженных полей, немного ниже и чуть впереди нас очень отчетливо. Серебристый лайнер с пассажирами уверенно и быстро обошел нас снизу, четко выполнил третий и четвертый развороты и классически пошел на посадку. Настолько все это было быстро и профессионально, что эти кадры мне запомнились навсегда. Я тогда еще подумал “ Да … быстрый самолет Ту-134 ”. Даже просто смотря на его технические данные, видно, что он, как минимум, в два раза лучше нашего учебного “ Фантомаса “ Ан-24. В 87-м году еще царствовал в гражданской авиации девиз: “Выше, дальше и быстрее”. И он полностью соответствовал этому девизу. Этот “ Тюполев уан фри фоур” был в два раза быстрее, летал в два раза выше и в два раза дальше. Мне он действительно очень нравился. И даже во время выпускной речи-пожелания начальника нашего летного училища “ Чтобы летать вам, ребята, на самолетах, начинающихся с цифр 85 и 86”, я хотел летать именно на самолете, начинающемся с цифр 65 (Две первые цифры бортового номера самолета Ту-154 – 85, а 86 принадлежат самолетам Ил-62 и Ил-86).
Ну что сказать, слетали мы в Воркуту нормально. Опытный экипаж, опытные диспетчеры, молодой, но хорошо обученный штурман сделали свое воздушное дело. Наш самолет спокойно зарулил на стоянку в заполярном аэропорту Воркута. Интересно мне было смотреть, как спокойно и обыденно выходили из самолета пассажиры, а я себя тогда чувствовал героем , ведь это я вас доставил до Воркуты, а ведь мог и напортачить, и в итоге мы сели бы вместо Воркуты или в Новом Уренгое или в Амдерме или в Нарьян-Маре, если вообще не в тундре. Конечно же, ведь для меня это был бы полный крах. Всем моим навыкам, всем потраченным на меня годам обучения, полный подрыв доверия экипажа и всего летного отряда в четыреста человек. Не подвел. Никто не почувствовал моего глубоко упрятанного волнения, разве что кроме экипажа. Ведь опытные мастера всегда чувствуют эмоции начинающего подмастерья, они через это проходили.
Придя в теплую воркутинскую гостиницу мы зашли в свой номер, переодевшись, расположились в общей комнате, где собираются разные экипажи, посмотрели на сон грядущий телевизор, поболтали, покурили. Хотя ночевал в Воркуте я не в первый раз, все-таки сейчас ощутил себя по-другому. Ведь завтра мы полетим домой, в Сыктывкар. И я снова буду полноценным членом экипажа, не будет больше со мной инструктора. Посмотрев телевизор и пообщавшись, мы легли спать. Но я уснул не сразу.
Под деликатный сип спящего командира и басовитый храп бортмеханика мне вспоминались разные картины из моих прожитых лет в Кировоградском высшем летном училище, в Центре переучивания в Ульяновске, вся моя учеба, друзья и полеты. Как я боялся в первый раз развернуть самолет на пятнадцать градусов вправо, как напряженно разговаривал впервые в эфире с авиадиспетчером, неотточенным своим языком обмениваясь с ним информацией.
Да, все это было на втором курсе. Начиная со второго курса мы два раза в год выходили на учебные полеты, каждый раз на месяц. И это был для нас настоящий праздник. Потом добавлялись еще и практики на производстве, каждый летал стажером в своем будущем аэропорту, но это потом. А вот вырваться из рутины повседневной учебы и муштры курсанту второго курса было настоящим счастьем. Вместо командиров в зеленой форме мы вдруг начинали видеть инструкторов, которые ходят в синей летной форме, которые летают на самолетах, не раздают наряды вне очереди направо-налево, не ругают ни за что, а учат настоящей профессии. На месяц мы почти переставали ходить в наряды, оставались только наряды по роте, куда-то исчезали хозработы, зато появлялись пирожные и дополнительное питание в столовой.
На учебно-штурманских самолетах, которые так и назывались – Ан-24 УШ, мы курсантами летали по 9-11 человек. По очереди, один курсант в кабине, остальные в салоне, оборудованном пультами. За каждым пультом сидели в удобных креслах по два курсанта, а перед ними была большая панель с приборами, кнопками – все для имитации кабины.
Помню, как с моим другом, Сашей Ильиным, мы впервые сели за нашим пультом на двоих, надели наушники и стали участвовать в происходящем. Хотя к этому времени нас уже чему-то научили, что-то мы успели отработать, но думаю, было для нас открытием вся та слаженность в действиях экипажа, которые мы понимали, но не могли еще так сами делать. Запомнилось, как на меня обрушился мощный поток информации, когда наш самолет запустил двигатели и покатил к взлетной полосе. Закрутились и задергались стрелки приборов, замигали разные лампочки, застрекотали всякие счетчики. Но главное, насколько быстро и четко каждый член экипажа докладывал по самолетному переговорному устройству, особенно при выполнении разделов контрольной карты проверки. Это напоминало спектакль, в котором несколько актеров быстро говорили свой текст, и каждый заранее знал, что и когда нужно сказать и сделать.
В общем, на первый раз, сидя в наушниках, мне это казалось именно гвалтом. И вот наш самолет задрожал на старте, а через минуту мы уже были в облаках. Успев посмотреть сверху на наше училище, в котором мы несли свои тяготы-тяжести и лишения курсантской жизни, мы с Сашей радостно переглянулись. И хотя мы оторвались от этого места всего на три часа, мы были на седьмом небе.
Незаметно по салону к нам подошел инструктор и недвусмысленно потребовал заниматься делом, то есть следить за отходом от аэродрома, рассчитывать текущие данные, подготавливать данные к следующему участку пути после поворотного пункта. Через каждые полчаса вспотевший курсант в кабине заменялся новым, и надо было быть в курсе происходящего, чтобы готовым зайти в кабину. И хотя на втором курсе от нас особенно многого не требовали, но то в жар, то в холод порой бросало.
Конечно, потом все это было вспоминать без смеха невозможно. Наши инструкторы тогда над нами не смеялись, видимо, к нам можно было и привыкнуть. Правда, мне тоже в первый раз стало смешно, когда, уже где-то на десятом полете, мой сосед по пульту Саша, приняв позу, как будто он очень занят мыслительным процессом, захрапел.
Настолько это было мило, что без улыбки я не оставался. Главное, чтобы не заметил инструктор. У нас на самолете было по два штурмана-инструктора. Один мучался с курсантом в кабине, второй в это время ходил как учитель по салону самолета, вдоль которого, как школьники за партами с высокими пультами, сидели курсанты. И вот, когда Саша периодически начинал “топить массу”, мне оставалось поглядывать за инструктором и незаметно локтем толкать локоть друга, когда инструктор начинал к нам приближаться.
А Сашка с серьезным лицом, скосив честные глаза, списывал свежие данные из моего штурманского бортжурнала в свой. Несмотря на подобные разгильдяйства, как штурман-курсант Саша справлялся, став впоследствии настоящим специалистом высшего класса и инструктором. Главное в учебе – уметь отличать зерна от плевел. Нужно уметь видеть, что тебе нужно, а что для проформы.
Часто наш учебный маршрут лежал до Шепетовки, это в районе Львова или до траверза Приморско-Ахтарска. Долетев и развернувшись над Шепетовкой или над Азовским морем, мы возвращались в свой Кировоград. Итого полет занимал три часа с одной посадкой. В день часто бывало по два таких полета , в разные стороны. Но были еще и настоящие праздники. На втором курсе я еще побывал несколько раз в Вильнюсе, Симферополе, Москве и Тбилиси.
Прилетев в Вильнюс, ненасытные курсанты оккупировали центральные магазины, сметая с полок коробки с шоколадными конфетами и вообще с кондитерскими изделиями, а поскольку оживленная орава брала всего и помногу, за нами собиралась приличная очередь столичных литовцев, с холодным неудовольствием наблюдавших, как, одетые в форму с буквой “К” на погонах, “оккупанты”, опустошали их приличные магазины. Была эпоха всеобщего дефицита, а Прибалтика это ощущала, по-моему, меньше всего. Как правило, в аэропорт мы могли ехать, нагруженные, только на такси, переплачивая таксисту пять рублей, после чего он начинал нормально говорить по-русски.
Запомнились и полеты в Тбилиси. Пролетая по маршруту над Черноморским побережьем в районе Сухуми, постоянно приникали мы к иллюминаторам, разглядывая горы с сверкающими белыми шапками, похожими на шлемы богатырей-великанов, величаво и гордо возвышающейся горой Эльбрус во главе, высота которой была точно такой же как и высота нашего полета. “Ведь Эльбрус из самолета видно здорово!” – пел Высоцкий. Я думаю, это он запечатлел с натуры. Уж очень все это выглядит завораживающе. Увидев такое, уже не считаешь альпинистов такими уж чудаками.
В летной столовой аэропорта Тбилиси повара-мужчины нас вкусно кормили кавказскими острыми блюдами, после чего мы, предоставленные сами себе до вечера, совершали наши шоп-набеги на город. Нужно было купить вино и мандарины для своих друзей и подруг, и еще успеть погулять по центру города. Теплый Тбилиси оставил у меня теплые впечатления.
А еще мы возили Кировоградские пишущие машинки “Ятрань” в Москву, Шереметьево-2. Зарулив поближе к транспортному Ил-76, мы гуляли по аэродрому и аэровокзалу, пока наш груз перекочевывал на этот серьезный лайнер, которому надлежало лететь затем в заокеанскую Кубу. Тогда я впервые смог подойти к буржуазному гиганту “Боинг-747” авиакомпании “Джал”. Японский красавец меня тогда поразил богатством отделки, которую было видно через широкие открытые двери, своим сверкающим лоском и спокойной силой, с которой он свободно преодолевал половину Земного шарика.
Удивил меня аэробус “А300” , авиакомпании “Бритиш эйрвейз”. Когда он зарулил на стоянку, я вдруг разглядел, какая обшарпанная была у него окраска, по ней было похоже, что этот много повидавший ветеран уже весьма пожилой. Но, как уже потом я наблюдал, этот случай у этой авиакомпании был исключением, не правилом.
А еще было приятно погреться под ласковым Симферопольским солнцем и просто полюбоваться зеленой молодой травкой на аэродроме, сидя, отдыхая, в курилке возле летного поля. Там лето начинается раньше, чем в Кировограде. А затем – снова в бой, в полет.
Не помню, во сколько я тогда уснул, в почти родной заполярной Воркуте, вспоминая свои истории, только вспоминались еще и всякие другие приключения, связанные с поступлением в училище, непростым для меня третьим курсом, выпуском из училища, да много чего…
Утром меня разбудил уже побрившийся Николай, второй пилот. Быстро собравшись, я вместе с ним двинули в АДП. Командир уже был там, на метео, а бортмеханик заправлял наш самолет. Свой второй полет, как и первый, слава Богу, прошел гладко. Конечно, масса впечатлений, а самое главное – я ощутил себя штурманом. Кто я ? – штурман!
Декабрь 2000г, Подмосковье, Кучино