Дзи-дзо пишет: ...был ли у вас, уважаемый ЭЛС, когда-нибудь отказ двигателя, и вообще, всегда ли это означает, что самолёт должен непременно упасть?
У меня отказов двигателя не было. Но и при отказе одного или обоих двигателей нас хорошо дрессировали на тренажерах, чтобы хорошо посадить самолет.
Немного из другого форума, я тогда писал про отказ в полете всех двигателей.
Есть такое понятие, как аэродинамическое качество самолета. Это, грубо говоря, сколько он пролетит километров с высоты 1 километр.
У большинства пассажирских самолетов оно 12-15. То есть, с высоты 10 километров самолет без двигателей еще планирует на 120-150 километров и по времени минут 15-20.
Реальное качество Ту-134.
Да, не меньше 10. Это по штилям, а со встречным ветром, да еще с учетом маневра, глиссадой - надо брать с запасом.
Можно посчитать.
РЛЭ Ту-134 при полном отказе двигателей предписывает выдерживать приборную скорость 380 км/ч.
При этом вертикальная скорость будет примерно 7-8 м/с.
Если брать в расчет планирование с малой или средней высоты, где приборная почти равна истинной, получаем данные:
Vy = 8 м/с = 28,8 км/ч
Качество К = 380 / 28,8 = 13,2
Но это умозрительный расчет.
На практике, нужно окинуть орлиным глазом горизонт на карте, увидеть ближайший аэродром, на удалении с коэффициентом 12 к высоте.
Далее штурман потеет, чтобы вывести самолет к точке входа в глиссаду, имея ввиду, что все высоты удвоены:
- высота точки входа в глиссаду, к примеру, не 500 м, а километр, а лучше с некоторым запасом, учитывая ветер;
- Ндпрм не 220-250м, а 450-550м;
- Нбпрм не 65м, а 130м.
Нас учили всегда любить запас высоты.
Поэтому, если запас слишком большой, можно и виражик со снижением сделать.
Крен - согласно заранее расписанной таблицы.
За один вираж, то есть полный круг разворота на 360 градусов, мы можем специально потерять и 1 и 2 километра высоты, сколько нужно.
А вот если не хватает высоты, которую легко и убрать и перевести в скорость - вот это плохо.
На лес садиться неприятно, иголки же колючие.
Но и на лес садился в 1986-м году борт нашего отряда 65120, из-за подозрения на пожар и задымления в салоне:
aviaforum....hp?t=27668
А сейчас на Боингах и Аэрбасах штурмана нет. У пилотов зато штурман "сидит" в бортовом навигационном комплексе. Электроника, компьютеры в случае вынужденной посадки тут же на дисплее показывают ближайший аэродром и нужную траекторию: курс, вертикальную скорость и т.д.
Вот в этом ролике пилот Аэрофлота Алексей Кочемасов показывает, как на Боинге он сажает самолет без двигателей, конечно, на тренажере: