hymnazix пишет: У постояльца, с которого берут залог, есть два варианта: считать это частью стоимости или перед заселением всё тщательно проверять, вместе в владельцем составить соответствующий протокол в двух экземплярах и потом со всего пылинки сдувать.
Верно! Именно так и должно быть, более того, так и происходит. При заселении составляется передаточный акт, в котором есть графы для указания недостатков (указывает арендатор) - скажем - царапины на стенах, или там плитка отколота, есть список передаваемого оборудования, с указанием состояния каждого и стороны подписывают этот документ непосредственно в квартире перед передачей ключей (и всего остального).
А как иначе? Один угловой диван, например, сейчас стоит от 60 тыс и более. А "уделать" его очень легко и быстро так, что проще выкинуть его потом.
Тарелки конечно обычно никто не считает. Если клиент сам говорит, что разбил - обычно удерживается сумма, но незначительная (в моей практике это всегда были суммы символические, ниже стоимости той самой тарелки).
Залоговые, скажем, 5000 руб крупных убытков конечно не покроют. Именно поэтому и нужен тот самый договор (в котором прописана материальная ответственность) с актом (в котором прописано оборудование и его состояние) - в случае проблем такие вопросы придётся решать через суд. По-другому никак.
hymnazix пишет: К тому же курортник может подумать, что владелец придёт за час до отхода поезда, начнёт до всего докапываться, времени спорить с ним нет, придётся плюнуть и уехать так. Что приведёт к эффекту, противоположному ожидаемому — можно бить тарелки, всё равно уплочено.
Теоретически - да. Но большинство людей всё же вполне адекватны. Кроме того, у тех, кто настроен серьёзно работать и именно так и работает - есть клиентская база, как правило. То есть, такой клиент уже не заедет к данному арендодателю. Что в условиях повышенного спроса (во всяком случае пока) невыгодно скорее клиенту (арендатору).
Проще говоря, если даже кто-то оставил мне грязные тарелки в квартире, зачем мне такой клиент в будущем, если есть 10 других? Тот, кто оставляет грязные тарелки ко мне больше не заедет.
А тот, кто оставил идеально чистую квартиру и никаких проблем - так он будет иметь приоритет перед другими. А если конкуренция - ему можно на следующий год и какой-то бонус придумать, чтобы человек приехал именно ко мне.
Главный принцип - не надо смотреть на арендатора, как на "кошелёк с деньгами", но и арендатор не должен исповедовать принцип "я заплатил и творю, что хочу". Человеческое - во всех смыслах - отношение к себе, ценят как арендаторы, так и арендодатели, поверьте.