Заголовок броский, я бы даже сказал - чересчур громкий.
А вот дальше я как-то так и не смог уловить суть того, что в заголовок вынесено - почему не нужен, и что именно ликвидируют?
Ниже мои обывательские домыслы исключительно.
На основании анализа всего того, что я читал по теме развития и продвижения российского СПГ, осмелюсь предположить, что и "наш" терминал - это всё оттуда же - сугубо коммерческий проект. Ну то есть, если нам говорят, что дескать главное - обеспечить энергетическую безопасность региона и попутно что-то продавать, то я бы поменял приоритеты ровно наоборот (как я это вижу): продавать, ну и в качестве попутного дела - энергетическая безопасность.
Так что это не про войну, во всяком случае в её классическом понимании. Да и в случае войны - что газопровод, что терминалы СПГ и хранилища - большого значения не имеют - объекты известные, никак не защищены и такая инфраструктура разрушается на раз.
Другое дело - война экономическая, а точнее - коммерческая конкуренция. В Сабетту вгроханы огромные средства (начало пути СПГ), ну и далее СМП и... куда? В Азию. Само-собой. Но думаю есть прицел и в другую сторону. Собственно, будет завод СПГ в Усть-Луге, но пока вроде ещё не работает. Но сам факт - тема СПГ активно развивается (по всем направлениям), туда вкладываются большие средства, причём теми компаниями, которые просто так такие средства вкладывать не будут.
В Литве, Польше уже есть терминалы приёма СПГ. Понятно, что пока что для нас не реально возить туда газ, но всё меняется.
Если наш СПГ будет дешевле (а скорей всего так и будет), то рано или поздно, коммерческие интересы возьмут своё. Тем более, в данном случае никто не привязан к трубе - захотели - купили американский газ, захотели - катарский, захотели - российский. Как минимум, это удобно и коммерчески рационально.
Я полагаю, в контексте примерно такого понимания идёт строительство и "нашего" терминала. Быть может, через какое-то время (после начала работы маршрутов и судов на полную мощность) СПГ станет дешевле транзитируемого через Литву газа. А быть может прицел на польские портовые города, которые тут неподалёку... Но с моей точки зрения - однозначно тут больше коммерции (пусть и на перспективу), чем политики, или заботы о миллионе граждан - что мешает закачать резерв в подземные хранилища по существующему газопроводу?
Вот:
В последние годы объемы мирового рынка сжиженного природного газа (СПГ) стремительно росли, одновременно расширялась и география поставок. Так, в период 2004-2013 гг. рынок вырос более чем в 2 раза – со 130 млн до 250 млн тонн в год.
<...>
В Европе в последние годы отмечается замедление роста спроса на природный газ, при этом заметна тенденция увеличения удельного веса СПГ в импорте газа. На то, что европейский рынок СПГ будет набирать обороты, указывает быстрый рост регазификационных мощностей в регионе, которые уже достигли половины трубопроводных мощностей по импорту газа и продолжают расти несмотря на низкую пока загрузку. В будущем, полагают эксперты, при выборе между трубопроводными и СПГ-поставками европейские страны будут делать чаще выбор в пользу последних. По прогнозу Ernst&Young, спрос на СПГ в Европе к 2030 году вырастет в 3 раза – с нынешних 47 млн до 150 млн тонн.
<...>
К 2025 году, полагают в Минэнерго, Россия сможет производить не менее 60 млн тонн СПГ и увеличить долю на мировом рынке СПГ до 13%. Российские газовые компании настроены еще более оптимистично. Так, руководство «Новатэка» считает, что к 2025-2030 годам наша страна может занять 15-20% мирового рынка СПГ.
Морские вести России
2014 г.
ОАО «Ямал СПГ» отгрузило уже два миллиона тонн СПГ с первой очереди завода.
<...>
Также в прошлом месяце состоялся первый розжиг газовых турбин компрессоров второй очереди завода СПГ мощностью 5,5 млн тонн, что является одним из важнейших этапов подготовки очереди.
Дмитрий Викторович Лобусов
- капитан атомного ледокола "50 лет Победы". Май 2018 г.
Немного справочного и красивого оффтопа
Сабетта - посёлок у Обской губы Карского моря. В 2002 г. в посёлке проживало 19 человек.
Если верить Википедии, на август 2017 в Сабетте работали 33 750 человек.
И несколько фото Сабетты за авторством капитана Лобусова - уж больно впечатляют. ЖЖ капитана атомохода читаю периодически - шикарнейшие фотографии и описания мест, где никогда побывать не придётся наверное.