Владивосток - это город, который не похож ни на что...
Это город-порт в буквальном смысле слова - здесь всё так или иначе связано с портами, здесь всюду вода и много судов.
Это город на сопках, окружённый бухтами, скалистыми обрывами и завораживающими видами чуть ли не из каждой подворотни.
И ещё это город машин. Он про машины и для машин. Предполагается, что пешеход - это автолюбитель, по какому-то недоразумению, временно оставшийся "безлошадным". Светофоры в центре города настроены так, чтобы пешеход успевал пройти проезжую часть бодрым шагом. А под кнопочными светофорами висит табличка, заботливо уведомляющая, что после нажатия кнопки, следует ожидать до 90 секунд (!) переключения сигнала. И затем даётся аж 12 (двенадцать!) секунд чтобы перейти дорогу. При этом, при переходе нерегулируемых переходов, водители останавливаются, пропускают, каких-либо проблем с этиv замечено не было.
В городе есть замечательные скверы (некоторые с прекрасными видами на море, мосты, суда), у каждой скамейки аж по две урны, видно что мусор убирают, пакеты свежие. А вот когда идёшь по какой-то центральной улице, по тротуару - урн нет... При этом нельзя сказать что грязно. Видимо тут просто особенно никто и не ходит.
А ещё тротуар может просто закончится. Был, и вот... закончился.
Конечно возможно всё дело в ландшафте. Особенно тут не нагуляешься каждый день. Расстояния большие, и по наклонной (в том или ином направлении) перемещаешься примерно столько же, сколько по горизонтальной поверхности. Это вам не дюны Светлогорска, тут всё намного масштабнее!
А заезды/выезды во дворы жилых домов?! Столько вопросов! Ровным счётом не понятно, как туда забираются обычные автомобили, особенно в дождь, или зимой. Но при нас забирались даже грузовички, обслуживающие магазины...
А сами дворы? Абсолютно нормально, если при выходе их подъезда жилого дома справа будет детская площадка, а слева, метрах в пяти, хлипенькая оградка из уголка по пояс, за которой обрыв метров шесть-восемь высотой. Тут же, у обрыва сидят на скамеечках бабушки, разговоры ведут...
Вот, например, вид со двора какой-то панельки. Правда тут ЭФР 64мм (то есть всё "приближено"), поэтому кажется что не очень высоко и масштабно. К сожалению, не догадался снять вместе со двором и с небольшим ЭФР.
Всё это вместе настолько не похоже на то к чему мы привыкли, что голова идёт кругом.
К сожалению, нам не очень повезло с погодой в плане фотографий. Мы были там восемь дней и почти постоянно присутствовала дымка, либо вообще плотный туман. Погода меняется очень быстро и радикально, несколько раз в день. Интересно, что когда я жил там неподалёку, таких резких перемен я не припомню. Как и постоянных туманов. Вероятно сказывается близость Тихого океана с одной стороны и относительно тёплого, закрытого от океана Амурского залива с другой. А за сопками, в 40 километрах - всё не так. Но это лишь моё предположение.
В общем, хороших снимков мало - небо упорно уходило в скучное "молоко", а мост Русский вообще постоянно прятался в тумане... Мы по нему несколько раз проезжали, но хорошо отснять его так и не удалось.
Вот типичный вид. Справа, то что в тумане - это пролив Босфор Восточный и там же в тумане "спрятался" огромный Русский мост (а самый правый берег в тумане - это уже о. Русский)
С другой стороны, в сети полно отличных снимков мостов в тумане, снятых над ним - с сопок. Но на это надо время и некоторый опыт в поиске площадок для хорошего ракурса. Мы такими ресурсами не располагали, поэтому зачастую просто гуляли, а не охотились за ракурсами. Тоже неплохо.
Конечно, за 32 года многое изменилось.
Появились мосты - Золотой и Русский. Остров Русский раньше вообще был какой-то военной зоной, туда простому смертному попасть было тяжело.
Появился низководный мост, теперь нет необходимости объезжать Угловой залив тем, кто направляется в Уссурийск, или (как мы) в Хасанский район теперь дуга объезда стала меньше.
Появилась электричка в аэропорт! Учись, Калининград! Раньше такой роскоши не было, приходилось ехать на автобусе от автовокзала.
А вот автовокзал остался там на прежнем месте и вроде бы не сильно изменился. Это плохо, т.к. в отличие от вокзала железнодорожного, автовокзал расположен далеко от центра и... такой... убогий. Внутрь, правда мы не заходили, но примерно так всё и было 30 лет назад...
Город активно застраивается, причём очень масштабными зданиями - стекло, бетон и этажей 20, или больше. И ещё это всё на сопке... Недвижимость пожалуй подороже чем в Калининграде будет... Машины в целом посвежее и поновее чем у нас. В общем, народ не бедствует.
Понравились привычные нам Мерседесы, Ауди и БМВ с правым рулём... Хотя немало и привычных нам автомобилей - те же Шкоды с левым рулём, или наши отечественные Газели и Лады.
А что-то осталось прежним. Например, музей - подводная лодка. Я тут гулял, когда мне было лет 12.
Или вот корабль-музей "Красный вымпел".
А вот ещё один старый знакомый. Паром "Босфор Восточный". В конце 80-х, начале 90-х, два парома - "Босфор Восточный" и "Приморец" курсировали между Владивостоком и Славянкой (это наш райцентр). И на одном из них я однажды зимой (дело было на новогодних каникулах), вместе с папой прибыл из Славянки в столицу края. Проблема тут только в том, что хоть убейте не помню - на "Приморце", или на "Босфоре"... Склоняюсь, что всё же на "Приморце", а "Босфор Восточный" стоял у причала. Но были они там оба (в Славянке). У "Приморца" судьба сложилась не очень - его уже пустили на металлолом (по той информации, что удалось найти в сети), причём, в силу каких-то разборок, что-ли... Паром был исправен. А "Босфор Восточный" всё ещё успешно трудится - обеспечивает логистику с ближайшими островами. А вот в Славянку сейчас не ходит. Спросили в кассе, сказали, сейчас туда вообще водный транспорт не ходит. А ведь когда-то, помимо паромов бегала и "Ракета"...
Позже, на Русском мы "поймали" его за работой.
Почти всё дороже. Молочка так вообще раза в два наверное. Зато вкусная и точно натуральная - молоко через три дня скисло, превратившись в честную простоквашу. Давненько я такого не наблюдал с нашим, калининградским молоком.
Икра, лосось - камчатские, местных нету. Цены примерно как у нас.
Гребешок, огромные мидии - видимо местные. Продают везде, в т.ч. живых. А вот трепанга почему-то не встретилось. Хотя вроде бы как раз самый местный деликатес.
Отдельного упоминания заслуживают местные городские автобусы. Знаете, после Ярославля и Владивостока, я начинаю думать, что в Калининграде с городскими автобусами всё просто супер! Собственно, заинтриговали меня два основных момента:
1. Судя по всему автобусы ходят по какому-то расписанию, хотя то что отображается на электронных табло на остановках - действительности не соответствует. Однако. Вполне нормально, если на какой-либо остановке (не конечной на маршруте), водитель просто выйдет покурить... Или просто может стоять минут пять.
2. Оплата за проезд производится водителю при выходе. То есть, подъезжает автобус, открывается только передняя дверь и оттуда потихоньку выходят люди. Через какое-то время открываются прочие двери, чтобы люди могли зайти в автобус. Ну а пробираться в переполненном автобусе к передней двери, чтобы оплатить проезд и не пропустить свою остановку - это вообще отдельное удовольствие.
Забавно, что в некоторых автобусах на поручнях имеются привычные терминалы для оплаты, но они не включены.
В общем, интересно...
Но разумеется, мы приехали сюда не за этим. Помимо "просто погулять" в наши планы входило:
1. Посетить то место, где я когда-то жил.
2. Взобраться как минимум на две самые известные смотровые площадки на сопках ("Орлиное гнездо" и "Крестовая сопка"), а возможно и на другие.
3. Маяк Токаревского - это обязательно.
4. Мыс Тобизина на о. Русский - это прямо моя мечта была - фото оттуда просто эпичные.
5. Посетить Приморский океанариум.
6. Распробовать и попытаться полюбить аутентичную китайскую (или корейскую) еду, или хотя бы каких-нибудь морских гадов.
7. Максимально насладиться видами на мосты. Люблю такие сооружения.
8. Найти какие-то злачные места, где много китайцев. Рынок какой-нибудь, или квартал. Накупить чего-нибудь для нас экзотичного, возможно что-то съесть и уйти живыми.