Маркус пишет:
Ну что же - 3-4 года не такой большой срок - поэтому посмотрим. Я не знаю, что и как будет, но однозначно - я против внутренних потрясений. Под потрясениями я подразумеваю некие крайние взгляды и решения тех кто есть, или будет у власти. Меняться конечно же надо, но без "шоковой терапии".
Да никто потрясений не хочет, только ведь история не спрашивает. Изменения будут вынужденными, какими они и были всегда. И шоковая терапия Гайдара была вынужденной, потому что банально жрать нечего было, кроме березового сока на полках в магазинах не было ровным счетом ничего. А все от того, что государство пыталось регулировать рост цен и дорегулировалось до того, что продукты можно было не купить, а только "достать", причем в разы дороже официальной цены, и их еще надо было найти, а продавцам не попасться. Полностью извращенная ситуация, грозившая голодными бунтами. Что можно было сделать еще кроме решения перестать регулировать цены? Как только цены отпустили, товары стали появляться в легальном поле на полках магазинов, предложение которых в разы превысило возможности черного рынка, цены в магазинах выросли, но снизились по сравнению с ценами черного рынка, т.е. выровнялись и страна вздохнула. Естественно, это обесценило вклады, но это было неизбежно. Это и назвали шоковой терапией. Решение было трудным, но неизбежным. Сейчас может показаться, что 30 лет назад кто-то специально напакостил. История, как известно - вещь субъективная. То, что сейчас очевидно, через 20-30 лет может быть представлено в совершенно ином свете. Мы часто видим, что какое-либо текущее событие даже в режиме он-лайн трактуется разными людьми в абсолютно противоположных значениях, а что уж ждать спустя 30 лет. К примеру сейчас какая нибудь Маргарита Симоньян в своем твиттере призывает не прессовать рэперов, хотя цену этой пропогандонше и её отношение к правам человека мы все знаем. А лет через 20, глядишь, ничего кроме твитов Симоньян не останется и она еще будет выставлена в учебниках истории главной правозащитницей нашего времени.
Маркус пишет: О, я помню это время. В 1987 году мы уехали из Ленинакана (нынешний Гюмри) на Дальний Восток. Жили мы там (в Армении) в новом районе города, в 10-12 этажных одноподъездных домах, которые в 88-м рухнули первыми. Много наших знакомых погибло, в т.ч. часть семьи соседей по площадке (кто дома был) - дверь напротив у них была. Дружили мы, всякие детские спектакли вместе устраивали. Это, пожалуй, первое моё осознание реальной беды было - в декабре 1988 года я учился во 2 классе.
К счастью, или сожалению, в силу возраста и специфики жизни в закрытых военных гарнизонах (это отдельный свой мирок) - я в то время мало интересовался происходящим в стране. Поэтому не могу сопоставить свои ощущения с Вашими.
А я заканчивал школу, соответственно был постарше и прекрасно помню это ощущение, которое витало в воздухе в СССР в конце 80-х и которое витает сейчас, в России конца 10-х. Это тотальное недоверие к власти, полное разочарование и уверенность, что нас обманывают по определению. До пенсионного грабежа оно не было таким острым, а после выступления гаранта конституции, который "великодушно скостил" 3 года женщинам, разочарование четко обозначилось и с каждым выплеском дерьма типа "государство не просило вас рожать" оно только усиливается. С таким тотальным недоверием общества к власти и постоянным снижением реальных доходов страна долго без перемен не протянет. Запрос на социально-экономические изменения возрастает, в после удовлетворения требований экономических, как всегда возникают требования политические. Но это вторично, особенно в России. Здесь мало кому нужны политические свободы, этим озабочены от силы 5-10% общества, а вот кушать хочется всем. Так что без решения социально-экономических проблем, изменений не избежать. А кто их будет решать? Путин с Медведевым?
Маркус пишет: Но всё-таки. Если смотреть на страну в целом - у меня при всей поддержке Вашей модели, возникают сомнения. Регионы все разные. Какие-то - в плюсе (в экономическом плане). Какие-то - дотационные. Если каждому по заслугам - этакая глубокая экономическая автономия регионов - не получится ли так, что какие-то регионы останутся ни с чем?
Давайте рассуждать по порядку с низу вверх и на простых примерах. Как сказано выше, первичная проблема - социально-экономическая, т.е. проще говоря, деньги. В стране вроде бы деньги есть, а у граждан их почему-то нет. Отчего так? Простой пример: представьте себя руководителем ТСЖ. Все ваши финансовые телодвижения подконтрольны вашим соседям, умыкнуть лишний рубль довольно сложно. А если организовать такую схему: жильцы сбрасываются в общий котел куда-то за 1000 км в Москву, а потом кто-то оттуда что-то присылает обратно. Прозрачность этих движений денег сразу становится нулевой и у председателя ТСЖ появляется соблазн в случае чего кивнуть на центр, дескать вот он какой нехороший, денег не дает, а с меня взятки гладки. Как в том анекдоте, тут мне карта и поперла. Этот принцип называется "кручу, верчу, обмануть хочу" - и так работает вся эта самая вертикаль.
Дальше на уровне муниципалитета, города и региона все должно быть прозрачно. Помнится, был я в Гамбурге и обратил внимание, что под ногами то бумажки попадаются, то окурки. Конечно не критично, в 10 раз чище какой-нибудь нашей глубинки, но после вылизанного гранитно-мраморного центра Москвы это слегка удивило. Тем более в подкорке советского человека живы стереотипы о чистоте немецких городов. Спрашиваю местного, дескать как так? Он мне отвечает, что они в своем районе собрались на очередном собрании и решили, что надо немного денег выделить на обустройство парка, а сэкономить на дворниках, убирать улицу не каждый день, а 3 раза в неделю, окурки можно и через день мести, не беда. А ведь и правда. И сразу понятно, что каждое евро в этом районе учтено, никто плитку по 3 раза за одно лето перекладывать не будет.
Я не призываю к автономизации ради автономизации, упаси бог. Просто так деньги легче считать и контролировать. Но здесь важно соблюдать одно непременное условие: власть должна избираться на местах и быть подконтрольна обществу. Иначе система не работает.
Маркус пишет: Вот например, Калининградская область. Нет, нет - не всё хорошо - ни в коем случае. Но проекты вроде "кольца", обходов Калининграда, второй эстакады и т.д. - по сути - федеральные. Я не экономист, тут конечно лучше бы с цифрами и экспертными мнениями - но не кажется ли Вам, что эти стройки - это и есть то самое перераспределение через центр? А без него, даже с оставленными налогами (в какой степени? сколько оставлять?) - на такие проекты не хватит? Я не знаю - у меня нет ответа.
Я как обыватель знаю, что некоторые из этих строек или были начаты, или планировались ещё в советское время. Но не были реализованы. Они реализованы сейчас. Да - по завышенным расценкам. Да - иногда по каким-то не совсем прозрачным схемам в каких-то закупках, субподрядчиках и т.д. - с этим надо разбираться безусловно. Всегда и везде. Но реализованы ведь. Или в процессе.
Поездив по России, могу сказать, что КО вполне себе развитый регион. Калининградцам реально повезло с развитием инфраструктуры, возможно и мундиаль здесь сыграл свою роль. Но надо понимать, что простое переливание денег из одного региона в другой с попутным разворовыванием существенной части НЕ есть правильно и хорошо. Опять простой пример: Вы живете в квартире, и ваши соседи живут в квартире напротив. У вас доход на семью 300 тысяч, у них 30. Так получилось. Но вы же в одном подъезде живете, да? Делитесь! Справедливо? А это с какой стороны посмотреть, соседи скажут, что справедливо
Здесь не надо изобретать велосипед. Можно привести в пример 2 самые сильные страны, организованные по принципу федерации, это США и ФРГ. Представьте себе картину, чтобы премьер-министр Саксонии, например, на деньги Баварии построил в своей земле самую большую в Германии мечеть, завёл для понта футбольную команду, и то и другое назвал именем своего покойного отца, а так же кучу небоскребов и прочих благ, при этом 80% финансирования получая через Берлин из Баварии, Вестфалии и прочих богатых земель. Или в Берлине плитку перекладывают по нескольку раз за сезон, а в каком нибудь Целле дай бог раз в 10 лет асфальт прямо в лужи. Ну дикость же. Долго ли просуществовала бы Германия с таким подходом?
Для финансирования крупных региональных проектов есть федеральные займы. Земля берет деньги в долг из федерального бюджета, потом возвращает. И только так это может работать. Я уверен, что КО в составе Российской федерации вполне может не быть дотационным регионом, и на свои деньги строить себе дороги, ведь КО ничем не хуже например соседней Польши, где с дорогами все в порядке и дороги эти не хуже того самого балтийского кольца, задуманного аж при коммунистах
Маркус пишет: В образовании и медицине. Да полно проблем, конечно. Но всё же, говорить, что они "гнилые"... Ну не знаю. Я работаю в числе прочих с образовательными учреждениями. В т.ч. с теми, которые расположены в посёлках - старые школы, пережившие укрупнения и оптимизации. Я вижу, что в них происходит с точки зрения материально-технического оснащения. Знаете, в этом плане не так всё и плохо, я скажу. Работаю и с новыми учреждениями. Да - много бестолковости и неэффективности - деньги ввалены большие, что-то закуплено, но не работает, потому что (и пошли причины). Есть такое. Но всё же строятся и открываются спортивные учреждения и площадки для доп. образования - стадионы, бассейны, ледовые арены (я не про частные сейчас), причём приоритет там отдан именно бюджетникам - детям, которые занимаются в спортивных школах, и только потом уже - всяким доп. услугам.
Ещё раз - проблем полно и я ни в коем случае не хочу сказать, что всё прекрасно и всё правильно. Но и нельзя сказать, что в этом плане происходит лишь некий распад и деградация - это не так.
Я вот пару месяцев назад был слегка покусан собакой в Светлогорске, сунулся искать травмпункт, звоню в справочную, объясняю ситуацию, говорят надо ехать в Калининград, т.к. в Светлогорске травмпункт сократили. Вот так.
Другой пример. Не так давно поехал к племяннику в Рязанскую область. Ему 27 лет, родился соответственно в 1991. Показывает он мне свой поселок, то и дело указывая на полуразрушенные здания с пустыми глазницами окон, выбитыми стеклами и обвалившейся кровлей, комментируя по ходу: здесь была боксерская секция, сюда в я бассейн ходил, тут у нас курсы автомобильного вождения были и т.д. А сегодня это все ну просто как после бомбежки выглядит. Ну думаю, вот что значит 90-е годы... А потом сопоставляю, если он в 1991 родился и все это функционировало, значит развалилось оно уже не в 90-е, а в середине нулевых и позже. Однако!
То, что у нас витрину отчистили и блеск местами навели, это хорошо, но общий тренд отрицательный, это несложно разглядеть.
Маркус пишет: Мне не нравится, что я фактически защищаю нынешнюю власть. Я не хочу этого делать.
Да я тоже защищал, даже первое время гордился молодым и прогрессивным президентом. А как же, после старого алкоголика прямо гордость брала! И на иностранных языках разговаривает, и слова-то какие правильные говорит. Но первые сомнения закрались после разгона независимых СМИ и отмены выборов, а уж после ракировочки в 2008 году все стало абсолютно понятно. Нас нагло обманули и даже не попытались этого скрыть. И это тянется долгих 18 лет...
Маркус пишет: С внешней политикой всё куда как проще и ясней, я считаю. Слабых и безвольных - используют и бьют, когда пожелают. Это первое. Второе - уже высказывал такую точку зрения неоднократно - сперва надо научиться уважать самих себя - своих сограждан - только так будут уважать нас и другие.
Это верно, если мы сами себя не уважаем, позволяем своим властителям понукать нами как им захочется, чего же ждать уважения на международной арене? Тем более, что ни США, ни Евросоюз, в отличие от нашего гаранта, не давали клятву верности российскому народу на Конституции РФ.